Get Adobe Flash player

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине ОП 07 «Технологическое оборудование»

для специальности

151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

 

ВВЕДЕНИЕ

Важной частью процесса обучения является выполнение самостоятельных работ студентами.  Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную  документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Методические  указания содержат подробные инструкции по их выполнению, форму выполнения задания, критерии оценивания работ, подробный перечень литературы для студента.


Тематический план дисциплины «Технологическое оборудование»

 

Наименование

разделов

Количество часов

Теоретический

материал

самостоятельная работа

Раздел 1. Технологическое  оборудование доменных цехов

86

47

Раздел 2 Технологическое оборудование  сталеплавильных цехов

102

34

Раздел 3 Технологическое оборудование для производства и отделки проката

46

36

Экзамен

1

 

Итого

234

55

Виды самостоятельной работы студентов

№ п/п

Темы самостоятельной работы

Вид работы

Раздел 1. Технологическое  оборудование доменных цехов

1                         

Фабрики по производству окатышей

Подготовить обзорный доклад или презентацию

2                         

Спекательные тележки, вакуум-камеры

Подготовить обзорный доклад или презентацию

3                         

Лебёдка управления конусами.

Подготовить обзорный доклад или презентацию

4                         

Кольцевой кран

Подготовить обзорный доклад или презентацию

5                         

Самоходый чугуновоз

Подготовить обзорный доклад или презентацию

6                         

Клапаны тарельчатого типа

Подготовить обзорный доклад или презентацию

Раздел 2 Технологическое оборудование  сталеплавильных цехов

7                         

Гидравлические ножницы

Подготовить обзорный доклад или презентацию

8                         

Кислородная фурма

Подготовить обзорный доклад или презентацию

9                         

Струйный вакууматор

Подготовить обзорный доклад или презентацию

10                     

Криволинейная машина

Подготовить обзорный доклад или презентацию

11                     

ДСП с гидро-приводами

Подготовить обзорный доклад или презентацию

12                     

Вакуумные дуговые электропечи

Подготовить обзорный доклад или презентацию

Раздел 3 Технологическое оборудование для производства и отделки проката

13                     

Станы специального назначения

Подготовить обзорный доклад или презентацию

14                     

Подшипники прокатных валков (скольжения, качения, жидкостного трения).

Подготовить обзорный доклад или презентацию

15                     

Кантователи СПЦ

Подготовить обзорный доклад или презентацию

16                     

Безредукторная моталка

Подготовить обзорный доклад или презентацию

17                     

Клеймители

Подготовить обзорный доклад или презентацию


Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Целиков А.И. Полухин П.И. Машины и агрегаты металлургических заводов. Том 1. Машины и агрегаты доменных цехов.  –М.: Металлургия 1987. 440с
  2. Целиков А.И. Полухин П.И. Машины и агрегаты металлургических заводов. Том 2. Машины и агрегаты сталеплавильных цехов.  – М.: Металлургия 1988. 432с
  3. Целиков А.И. Полухин П.И. Машины и агрегаты металлургических заводов. Том 1. Машины и агрегаты для производства и отделки проката.  –М.: Металлургия 1988. 680с
  4. Анухин В.И. Допуски и посадки. Выбор и расчет, указание на чертежах: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 219 с       

Дополнительная литература

 

  1. Гребеник В.М Гордиенко А.В Цапко В.К Повышение надежности металлургического оборудования: Справочник. ¬– М.: Металлургия 1988. С 688.
  2. В.М Бурцев  Васильев А.С.Технология машиностроения 2 тома
  3. Никифоров В. М. «Технология металлов и конструкционные материалы». — М.: Высшая школа, 1998г
  4. http://ru.wikipedia.

 Характеристика и описание заданий для самостоятельной работы

Раздел 1. Технологическое  оборудование доменных цехов

 1.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Фабрики по производству окатышей»

План доклада:

1)      Дать описание фабрик по производству окатышей. Их назначение;

2)      Перечислить оборудование принадлежащее  фабрикам;

3)      Описать работу фабрик по производству окатышей;

4)      Сделать вывод;

 

2.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Спекательные тележки, вакуум-камеры»

План доклада:

1)      Дать описание спекательных тележек и вакуум-камер;

2)      Перечислить составные части оборудования;

3)      Описать работу спекательных тележек и вакуум- камер;

4)      Сделать вывод.

 

3.      . Подготовить доклад или презентацию по теме «Лебёдка управления конусами»

План доклада:

1)       Назначение лебедки;

2)      Описать работу лебедки;

3)      Перечислить составные части лебедки управления конусами;

4)      Сделать вывод

 

4.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Кольцевой кран»

План доклада:

1)       Назначение крана;

2)      Описать работу кольцевого крана;

3)      Перечислить составные части крана;

4)      Сделать вывод

 

5.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Самоходый чугуновоз»

План доклада:

1)       Назначение чугуновоза;

2)      Описать работу самоходного чугуновоза;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод

 

6.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Клапаны тарельчатого типа»

План доклада:

1)      Назначение клапана;

2)      Описать принцип действия клапана;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод

 

Раздел 2 Технологическое оборудование  сталеплавильных цехов

 

7.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Гидравлические ножницы»

План доклада:

1)      Назначение гидравлических ножниц;

2)      Описать работу ножниц;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод

 

8.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Кислородная фурма»

План доклада:

1)      Назначение кислородной фурмы;

2)      Описать работу кислородной фурмы;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод

 

9.      Подготовить доклад или презентацию по теме «Струйный вакууматор»

План доклада:

1)      Назначение вакууматора;

2)      Описать работу струйного вакууматора;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод

 

10.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Криволинейная машина»

План доклада:

1)      Назначение машины;

2)      Описать работу криволинейной машины;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод

 

11.   Подготовить доклад или презентацию по теме «ДСП с гидро-приводами»

План доклада:

1)      Назначение ДСП;

2)      Виды ДСП;

3)      Описать работу ДСПс гидро-приводом;

4)      Перечислить составные части;

5)      Сделать вывод.

 

12.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Вакуумные дуговые электропечи»

План доклада:

1)      Назначение электропечи;

2)      Описать работу вакуумной дуговой электропечи;

3)      Перечислить составные части;

4)      Сделать вывод.

 

Раздел 3 Технологическое оборудование для производства и отделки проката

 

13.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Станы специального назначения»

План доклада:

1)      Назначение станов;

2)      Классификация станов;

3)      Описать работу станов специального назаначения;

4)      Перечислить составные части;

5)      Сделать вывод

 

14.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Подшипники прокатных валков (скольжения, качения, жидкостного трения)»

План доклада:

1)      Назначение подшипников;

2)      Классификация подшипников;

3)      Описать работу станов подшипников;

4)      Сделать вывод

 

15.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Кантователи СПЦ»

План доклада:

1)      Назначение кантователей;

2)      Классификация кантователей СПЦ;

3)      Описать работу кантователей;

4)      Сделать вывод

 

16.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Без редукторная моталка»

План доклада:

1)      Назначение моталок;

2)      Характеристика без редукторной моталки;

3)      Описать работу моталки;

4)      Сделать вывод

 

17.  Подготовить доклад или презентацию по теме «Клеймители»

План доклада:

1)      Назначение клеймителей;

2)      Классификация;

3)      Описать работу клеймителей;

4)      Сделать вывод

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ:

Как составить развернутый план

1. Внимательно прочитайте 1-2 раза материал учебника (пособия, статьи и т.п.). Обращая особое внимание на абзацы, на выделенные крупным шрифтом (или жирным шрифтом), либо на подчеркнутые слова и фразы в тексте.

2. Если в тексте встречаются заголовки, то их нужно записать как пункты плана, а далее поступайте, как указано в пункте 2.

3. Разбейте весь текст на логические по смыслу части (не меньше трёх) и озаглавьте каждую из них.

4. В каждой из озаглавленных частей найдите самые важные мысли, которым даются определения, разъяснения, комментарии и кратко их запишите (одним предложением из 2-3 слов)

5. Если в тексте встречаются имена, даты, названия географических мест, произведений и т.п., то их нужно обязательно включить в развернутый план (записать их в скобках к вопросам плана, либо после плана)

 

Как составить опорный конспект

1. Первоначально составьте развёрнутый план (см. приложение "Как составить развёрнутый план")

2. По каждому пункту плана запишите определения (объяснение терминов, непонятных слов)

3. Запишите главные идеи по каждому пункту плана (главные - это те, которым уделяется больше всего места в тексте учебного пособия)

4. Составьте логические схемы, если для них есть необходимый материал; например: виды чего либо; формы каких либо явлений, классификацию.

5. Избегайте переписывания всего материала учебника или его большей части. Старайтесь кратко изложить своими словами в 2х-3х предложениях содержание той или иной страницы по каждому пункту плана.

 

Как подготовиться к защите доклада

1. Выбрав тему, изучите литературу и интернет-ресурсы по предложенному списку.

2. Составьте план (перечень вопросов, которые вы будете рассматривать в своём докладе). План должен состоять из 4-х частей:

- Введение (в нём разъясняется актуальность темы, цели и задачи                                                                                             своего изучения темы)

 - Основная часть (в ней содержится перечень вопросов, раскрывающих содержание темы; как правило - от трёх до пяти вопросов)

- Заключение. Выводы (в этой части реферата подводится итог изучения темы, т.е. выводы о том, что удалось узнать (кратко), и насколько вы смогли добиться поставленных целей, о которых шла речь во введении)

- Литература (сначала указываются первоисточники ( документы, произведения авторов), затем учебные пособия, журнальные и газетные материалы.

3. Оформите доклад

4. Напишите доклад своего выступления на 10 - 15 минут, сократив содержание доклада, уменьшив его описательную часть, но не исключая ни одного пункта плана.

В докладе не должно быть " непонятных" слов и выражений. Если таковые имеются, то вы должны их объяснить. Для этого пользуйтесь энциклопедическими словарями и учебными пособиями

5. Если вы выступаете с мультимедийной презентацией своего доклада, то она должна состоять из тех же частей плана, что и сам реферат (они должны быть указаны на слайдах презентации) и комментариев к каждому слайду, включая тот текст, который расположен на слайдах).

6. При оформлении мультимедийной презентации используйте рекомендации (см. приложение)

7. Сделайте распечатку всех слайдов на формате А – 4 (по 2 слайда на 1 листе)

8. Сдайте на проверку

- доклад

- доклад (своё выступление)

- распечатку слайдов (если использовалась презентация доклада)

- презентацию (на электронном носителе)

9. При выступлении ориентируйтесь на критерии оценок (см. приложение)

 

Общие правила оформления презентации

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Дизайн

Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.

Титульный лист

1. Название презентации. Дисциплина.

2. Автор: ФИО, группа.

Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание)

2. В конце точки НИКОГДА не ставятся

3. Анимация, как правило, не применяется

Текст

1. Форматируется по ширине

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно

3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку

4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Пример 1.

Моя семья:

  • папа
  • мама

Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее - маленькими.

5. На схемах текст лучше форматировать по центру

6. В таблицах - по усмотрению автора

7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка (см. пример)

8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле)

Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.

2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель " Настройка изображения".

Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.

Список литературы

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек)

3. Ставится тире и указывается место изделия.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.

Пример:

1. Петров А.В. Экономика в школе. - М.: Просвещение, 2001.

Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например: http://it-n/ru/board.aspx?cat no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0

Размещение

Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ

Критерии оценки доклада:

  1. Четкость постановки цели (max 3 балла):

1.1.    нет цели;

1.2.    цель нечеткая;

1.3.    цель четко обозначена.

  1. Качество доклада (max 5 баллов):

2.1.    докладчик зачитывает;

2.2.    докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;

2.3.    четко выстроен доклад;

2.4.    доклад сопровождается иллюстративным материалом;

2.5.    доклад производит выдающееся впечатление.

  1. Четкость выводов, обобщающих доклад (max 3 балла):

3.1.    выводы имеются, но они не доказаны;

3.2.    выводы не четкие;

3.3.    выводы полностью характеризуют работу.

  1. Качество ответов на вопросы (max 3 балла):

4.1.   докладчик не может четко ответить на вопросы;

4.2.   не может ответить на большинство вопросов;

4.3.   отвечает на большинство вопросов.

  1. Умение держаться перед аудиторией (max 3 балла)

ОЦЕНКА:«5»- 17- 14 баллов,

«4» - 13-9 баллов,

«3»  – 8-5 баллов,

«2» – менее 5 баллов

 

Критерии оценивания презентаций:

(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)

  1. Содержание презентации (макс. 3 балла)

1.1.   соответствует представляемому материалу

1.2.   Количество слайдов адекватно содержанию

1.3.   Оформлен титульный слайд

  1. Текст на слайд (макс. 3 балла)

2.1.   Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)

2.2.         Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)

2.3.   Ошибки и опечатки отсутствуют

  1. Анимация (макс. 3 балла)

3.1.   Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации

3.2.   Презентация не перегружена эффектами

3.3.   Анимация применена целенаправленно

  1. Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)

4.1.   Материал не скучен, есть иллюстрации

4.2.   помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления

4.3.   средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию

  1. Цветовое решение презентации (макс. 3 балла)

5.1.   Выдержан единый стиль презентации

5.2.   Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания

5.3.   Цвета фона и шрифта контрастны

ОЦЕНКА: «5»- 15-13 баллов,

 «4» - 12-9 баллов,

«3» - 8-5 баллов,

«2» - менее 5 баллов

 

Критерии оценивания реферата:

1 Соответствие реферата теме (max 3 балла)

2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 5 баллов)

3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)

4 Логичность, связанность (max 2 балла)

5 Доказательность (max 2 балла)

6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 3 балла)

7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 3 балла)

8 Языковая правильность (max 5 баллов)

Оценка: 23 – 25 баллов – «5»

                18 – 22 баллов – «4»

                меньше 18 баллов – «3»

 

Критерии оценивания задач:

Оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью и в отведенные сроки;
  • правильно выбран способ решения;
  • решение сопровождается необходимыми объяснениями;
  •  верно выполнены нужные вычисления и преобразования;
  • аккуратная запись решения;

Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • решение не сопровождается необходимыми объяснениями;
  • допущена одна-две ошибки (в зависимости от количества решаемых задач);

Оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена  не полностью;
  • решение не сопровождается необходимыми объяснениями;
  • допущены более двух ошибок (в зависимости от количества решаемых задач).

Оценка «2» ставится, если учащийся не выполнил ни одного задания верно.