Get Adobe Flash player

Смазочные материалы

Цель: Закрепить полученные знания о классификации смазочных материалов.

Задание :

1.     Изучить теоретический материал.
2.      Используя конспект заполнить схему (схема)
3.     Ответить на контрольные вопросы
4.     Сделать вывод

Теоретический материал

Смазочные материалы и виды смазки

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигателиподшипникиредукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).

В настоящее время применяются следующие виды смазочных материалов:

-     смазочные масла;

-     пластичные смазки;

-     металлоплакирующие смазки;

-     твердые смазки;

-     газовая смазка.

Виды смазки трущихся поверхностей классифицируются сле­дующим образом:

-     жидкостная смазка - смазка, при которой разделение поверхно­стей трения деталей, находящихся в относительном движении, осу­ществляется жидким смазочным материалом;

-     гидродинамическая смазка - жидкостная смазка, при которой полное разделение поверхностей трения осуществляется в результате давления, самовозникающего в слое жидкости при относительном движении поверхностей;

-     гидростатическая смазка - жидкостная смазка, при которой полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в, от­носительном движении или покое, осуществляются жидкостью, по­ступающей в зазор между поверхностями под внешнем давлением;

-     эластогидродинамическая смазка - смазка, при которой трение и толщина пленки жидкого смазочного материала между двумя по­верхностями, находящимися в относительном движении, определяет­ся упругими свойствами материалов, а также свойствами смазочного материала. При данном виде смазке в пленке жидкости, разделяющей тела трения, высокие давления вызывают упругие деформации кон­тактирующих тел и увеличивают вязкость смазочного материала;

-     граничная смазка - смазка, при которой трение и износ между поверхностями, находящимися в относительном движении, опреде­ляется свойствами поверхностей и свойствами смазочного материа­ла. Поверхности трения при этом не разделены слоем первоначаль­ного смазочного материала, а непосредственный металлический кон­такт, предотвращается (минимизируется) вследствие образования а рабочих поверхностях пар трения граничных слоев. Последние пред­ставляют собой продукт взаимодействия активных компонентов сма­зочного материала с поверхностным слоем твердого тела. Практически все тяжело нагруженные узлы трения современных машин и ме­ханизмов, смазанными жидкими или пластичными смазочными ма­териалами, в определенные моменты (при пуске и остановке, при вы­соких контактных нагрузках или температурах, при низких скоростях относительного перемещения трущихся деталей и т. д.) работают в основном в режиме граничной смазки;

-     полужидкостная (смешанная) смазка - смазка, при которой осу­ществляется частично гидродинамическая, частично граничная смаз­ка;

-     твердая смазка - смазка, при которой разделение тел трения де­талей, находящихся в относительном движении, осуществляется твердым смазочным материалом;

-     газовая смазка - смазка, при которой разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществ­ляется газовым смазочным материалом. Применяется в высокоскоро­стных механизмам (п> 10000 об/мин) и характеризуется минимальной величиной трения и износа.

 

Контрольные вопросы:

1.     Какие смазочные материалы называются  смазочные масла?
2.     Какие смазочные материалы называются пластичные смазки?
3.     Какие смазочные материалы называются твёрдые смазки?
4.     Какие смазочные материалы называются газовая смазка?
5.     Металлоплакирующие смазочные материалы это?