Смазочные материалы
Цель: Закрепить полученные знания о классификации смазочных материалов.
Задание :
1. Изучить теоретический материал.
2. Используя конспект заполнить схему (схема)
3. Ответить на контрольные вопросы
4. Сделать вывод
Теоретический материал
Смазочные материалы и виды смазки
Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).
В настоящее время применяются следующие виды смазочных материалов:
- смазочные масла;
- пластичные смазки;
- металлоплакирующие смазки;
- твердые смазки;
- газовая смазка.
Виды смазки трущихся поверхностей классифицируются следующим образом:
- жидкостная смазка - смазка, при которой разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществляется жидким смазочным материалом;
- гидродинамическая смазка - жидкостная смазка, при которой полное разделение поверхностей трения осуществляется в результате давления, самовозникающего в слое жидкости при относительном движении поверхностей;
- гидростатическая смазка - жидкостная смазка, при которой полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в, относительном движении или покое, осуществляются жидкостью, поступающей в зазор между поверхностями под внешнем давлением;
- эластогидродинамическая смазка - смазка, при которой трение и толщина пленки жидкого смазочного материала между двумя поверхностями, находящимися в относительном движении, определяется упругими свойствами материалов, а также свойствами смазочного материала. При данном виде смазке в пленке жидкости, разделяющей тела трения, высокие давления вызывают упругие деформации контактирующих тел и увеличивают вязкость смазочного материала;
- граничная смазка - смазка, при которой трение и износ между поверхностями, находящимися в относительном движении, определяется свойствами поверхностей и свойствами смазочного материала. Поверхности трения при этом не разделены слоем первоначального смазочного материала, а непосредственный металлический контакт, предотвращается (минимизируется) вследствие образования а рабочих поверхностях пар трения граничных слоев. Последние представляют собой продукт взаимодействия активных компонентов смазочного материала с поверхностным слоем твердого тела. Практически все тяжело нагруженные узлы трения современных машин и механизмов, смазанными жидкими или пластичными смазочными материалами, в определенные моменты (при пуске и остановке, при высоких контактных нагрузках или температурах, при низких скоростях относительного перемещения трущихся деталей и т. д.) работают в основном в режиме граничной смазки;
- полужидкостная (смешанная) смазка - смазка, при которой осуществляется частично гидродинамическая, частично граничная смазка;
- твердая смазка - смазка, при которой разделение тел трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществляется твердым смазочным материалом;
- газовая смазка - смазка, при которой разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществляется газовым смазочным материалом. Применяется в высокоскоростных механизмам (п> 10000 об/мин) и характеризуется минимальной величиной трения и износа.
Контрольные вопросы:
1. Какие смазочные материалы называются смазочные масла?
2. Какие смазочные материалы называются пластичные смазки?
3. Какие смазочные материалы называются твёрдые смазки?
4. Какие смазочные материалы называются газовая смазка?
5. Металлоплакирующие смазочные материалы это?